Отчёт
о проведении самообследования
МБУДО СШ №2 по состоянию на 01.04.2024 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :
Главная цель спортивной школы:
Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству личности, формированию здорового образа
жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных
способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям, развитию личности ребенка,
как неотъемлемой ценности и уникальности.
Цель работы:
- Привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения
района.
Задачи:
- формирование здорового образа жизни, самосовершенствование учащихся,
- развитие физических и нравственных способностей,
- достижение уровня спортивных достижений сообразно способностям,
- освоение программного материала и выполнение требований по физической и спортивной подготовке по
видам спорта,
- подготовка спортсменов разрядников, членов сборных команд района ,республики.
Выстроенная модель способствует совершенствованию деятельности, стремлению к достижению высоких
показателей в различных областях знаний и творческой деятельности на конкурсах и соревнованиях.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Спортивная школа №2 открыта в
октябре 1978 года и укомплектована пятью отделениями:
- легкая атлетика
- вольная борьба
- пауэрлифтинг
- бокс
- тхэквондо
Своей учебно-тренировочной базы СШ №2 не имеет и на правах безвозмездной аренды использует
спортивные сооружения района. С целью расширения масштабов работы , поиска талантливой молодежи и
положительной динамики высоких спортивных достижений необходимо приобретение современного
спортивного инвентаря, спортивной формы.
Санитарно-техническое состояние спортивных баз соответствует требованиям санитарноэпидемиологического надзора и противопожарной безопасности . Для учащихся и тренеров созданы
удовлетворительные санитарно-гигиенические условия.
За прошедшие годы администрацией школы и тренерско-преподавательским составом проделана
значительная работа по развитию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
С целью положительной динамики в реализации образовательных программ коллективом ДЮСШ
разработаны структуры взаимодействия с органами управления образованием республики и района ,
спортивными организациями.
Они направлены на более качественную организацию работы по оказанию практической и методической
помощи, привлечению максимального количества детей к систематическим занятиям физической культурой
и спортом, формированию у них здорового образа жизни , повышению социальной активности
подрастающего поколения.
Учредителем МБУДО СШ №2 г. Моздока является АМС Моздокского района. Отношения между
Учредителем и спортивной школой определены договором, заключенным в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Содержание дополнительного образования в СШ №2 определяется выполнением обязанностей
возложенных Законом «Об образовании», Уставом учреждения , реализацией образовательных программ,
организацией учебно-воспитательного процесса:
1. СШ №2 координирует развитие детско-юношеского спорта в районе.
2. Осуществляет разработку и реализацию календаря спортивно-массовых мероприятий , основанного на
календарях Министерство образования и науки РСО-Алания и Министерство по делам молодежи и спорта
РСО-Алания по видам спорта, культивируемых в СШ №2.
3. Ведёт работу по подготовке членов и кандидатов в сборные команды республики.
4.Создаёт на своей базе условия для экспериментальной практической деятельности , осуществляет поиск
современных , передовых форм и методов работы .
5.Организует методическую работу, направленную на совершенствование образовательного процесса, форм
и методов работы, повышению профессионального уровня тренерско-педагогических кадров.
6. Создаются условия для повышения квалификации администрации и тренерско-преподавательского состава,
проводятся совещания и семинары по различным вопросам деятельности.
7. Формирует современную, преемственную, многоуровневую систему подготовки спортсменов , основанную
на принципах доступности, постепенности и т.д.
Стратегической целью деятельности МБУДО СШ №2 является создание открытого информационного,
образовательного , деятельного пространства для детей желающих заниматься своим физическим , духовным
совершенствованием, посредством занятий физической культурой и спортом.
В своей деятельности СШ №2 г. Моздока руководствуется Программой развития СШ №2 на 2021-2025 г.,
Приказом Мин. образования и науки от 29.08.2013г. «О порядке организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Образовательная программа по виду спорта является нормативно-управленческим документом,
регламентирующим с одной стороны содержание образования соответственного уровня и направленности, а
с другой характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного
процесса.
Образовательные программы дополнительного образования по видам спорта –это направляющая
ориентирующая модель совместной деятельности преподавателей и обучающихся.Работа в СШ №2 строится
по дополнительным общеразвивающим программам и по дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки по видам спорта, утверждённых педсоветом .
Образовательная программа по виду спорта носит циклический характер, создаёт пространства
многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих
индивидуальности каждого ребенка, приобретение и совершенствование новых способностей.
Главное не сколько информации получил и усвоил каждый занимающийся, а какие практические способы
мышления, понимание действия он освоил, сделал своими, нужными для активного участия в собственной
деятельности и жизни.
При планировании учебно-тренировочного и воспитательного процесса подготовки обучающихся и
перспективных спортсменов тренерско-преподавательский коллектив СШ №2 руководствуется принципами
спортивной подготовки:
- сознательности и активности участия спортсмена в учебно-тренировочном процессе;
- специализации;
- всесторонности;
- возрастающих нагрузок и постепенности;
- цикличность соревновательной нагрузки.
Процесс планирования учебно-спортивной работы начинается с целеполагания, сообразно периоду
подготовки, реальным возможностям обучающихся и с перспективным ростом способностей воспитанника.
При составлении плана подготовки спортсмена любой квалификации на всех этапах обучения от
тренера-преподавателя требуется научный подход к планированию, использования всего багажа знаний,
умений и навыков, всю систему спортивной подготовки, незаурядное творчество, постоянно изменять её так,
чтобы, используя индивидуальные возможности воспитанников сделать её более результативной и успешно
реализовать принципы индивидуализации.
Это подтверждено реализацией «Плана развития одаренных обучающихся в образовательном процессе СШ
№2 г. Моздока» на 2021-2023 уч. год : 4 человека выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. 18
человек стали членами сборных команд РСО-Алании , чемпионами и призерами РСО-Алании,8 человек стали
членами сборных команд СКФО . Это ученики успешно работающих тренеров-преподавателей: Очеретлова Д. Х.,
Рафикова Т. Ш., Закороева М.Р., Исмаилова Ю.А., Кагермазова О.А.,Аскерова М.А.
Образовательный процесс в МБУДО СШ №2 ориентирован на развитие массового спорта, достижения
высоких спортивных результатов, мотивации личности учащихся к всестороннему удовлетворению
физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей.
Содержание образовательного процесса обеспечивает условия для:
- активного содержательного досуга;
- самосовершенствования личности;
- формирования здорового образа жизни;
- творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии;
- развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств;
- достижения спортивных успехов сообразно способностям;
- взаимопонимания между различными национальными, религиозными и социальными группами
- реализация права на собственный выбор взглядов и убеждений.
Учебный план СШ №2 является частью образовательной программы и регламентирует планирование и
организацию образовательного процесса для обучающихся на отделениях по видам спорта. Определяет
направленность и содержание конкретных групп. Разрабатывается с учетом конкретных условий, отражает
специфику СШ № 2. Он составлен в соответствии с целями и задачами деятельности школы.
Учебный план , соответствуя учебной программе по виду спорта, раскрывает последовательность , поэтапность
её реализации.
Учебный план МБУДО СШ №2 определяет минимальное количество часов на усвоение учебной программы и
определяет максимально возможную нагрузку для детей разного возраста, связанную с их физиологическими
возможностями, возрастными спортивными показателями и занятостью в образовательных учреждениях.
Учебный план СШ №2 соответствует следующим требованиям:
- Рациональность и сбалансированность
- Актуальность и перспективность
-Гибкость и вариативность.
Основными формами работы учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные
занятия; работа по индивидуальным планам подготовки( обязательно на этапе спортивного совершенствования);
медико-восстановительные мероприятия; тестирование; прохождение медицинского осмотра; участие в
республиканских, российских и международных соревнованиях; инструкторская и судейская практика.
Перевод по годам обучения на этапах осуществляется при условии положительной динамики прироста
спортивных показателей и возрастным требованиями, сдачи контрольных нормативов. Эти условия гарантируют
соблюдение прав учащихся и обеспечивают зачисление наиболее способных и перспективных к освоению
тренировочных программ соответствующего этапа подготовки и достижению уровня спортивного мастерства.
С целью успешной реализации образовательных программ в школе имеется нормативно-правовая база, которая
четко регламентирует деятельность и направления работы специалистов спортивной школы. Являясь
муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования в СШ №2 имеются в полном объёме
учрежденческие акты:
- Устав учреждения.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об управляющем совете школы и т.д.
Специалистами спортивной школы разработаны инструкции по ТБ, охране труда, должностные инструкции для
сотрудников, положения о советах трудового коллектива, педагогических, методических советах МБУДО СШ №2
и т.д.
Структура управления СШ №2 представляет собой четкую систему взаимодействия администрации и
педагогического коллектива с общественными советами, комитетами, созданными в соответствии с Уставом
учреждения.
Для качественной реализации образовательной деятельности разработана «Программа развития
СШ №2 на 2021-2025 годы». В программе обоснованы и намечены основные ориентиры деятельности школы в
спортивно-массовой работе, педагогической деятельности.
Органичное сочетание разносторонней образовательной деятельности, предлагает педагогу в Программе,
создать реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства –
гуманистической , социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию
ребёнка, поиску путей его самоопределения, возникновения более благоприятного социально-психологического
климата в коллективе.
В СШ №2 на достаточном уровне организована методическая работа. Старшие тренерыпреподаватели проводят анализ научно-методических разработок, предлагаемых ведущими центрами
спортивной подготовки. Планируется организация внедрения новых направлений и технологий в
рамках инновационной деятельности при строгом анализе результатов.
Методическая работа школы направлена на обеспечение более высокого качества учебнотренировочной и воспитательной работы и оказание практической помощи молодым тренерам,
реализацию календаря спортивно-массовых мероприятий с целью подготовки резерва в составы
сборных команд РСО-Алания.
Тренерский состав проводит систематический анализ собственной педагогической деятельности,
прослеживает динамику результативности обучающихся. Методическая работа в школе организуется
различными формами: тренерскими и методическими советами, обобщение и обмен опытом, изучение
документации по нормативно-правовым основам деятельности учреждений дополнительного
образования.
За истекший период большое внимание уделялось воспитательному процессу с учащимися..
Регулярно осуществляется контроль за успеваемостью и поведением учащихся, проводятся беседы о
вреде курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
МБУДО СШ №2 располагает высококвалифицированными тренерско-преподавательскими кадрами.
Образовательный процесс в школе ведут 14 тренеров-преподавателей из которых 9 штатных тренеров
имеют:
- 3 тренера-преподавателя имеют высшую квалификационную категорию;
- 3 тренера-преподавателя имеют первую квалификационную категорию;
- 4 тренера-преподавателя соответсвие занимаемой должности.
Тренерский состав школы обладает высокой стабильностью работы в учреждении : - 1тренер-преподаватель имеют постоянный стаж свыше 20 лет,
- 5 тренера-преподавателя имеют постоянный стаж до 20 лет,
- 2 тренера –преподавателя имеют постоянный стаж до 10 лет,
- 2 тренера-преподавателя имеют постоянный стаж работы в учреждении до 5 лет.
Показатель свидетельствует о положительном психологическом климате в коллективе,
преемственности и эффективности педагогической деятельности, высоких спортивных результатах
обучающихся.
С введением в действие « Закона об образовании» РФ произошло обновление нормативно-правовой
базы, что привело к составлению, а затем и к корректировке образовательных программ, реализуемых
в МБУДО СШ №2, годовых учебных планов и т.д.
Применение новых современных форм и методов работы явилось импульсом к совершенствованию
технологии учебно-тренировочной работы с воспитанниками на всех этапах многолетней спортивной
подготовки.
Реализация образовательной программы спортивной школы есть неотъемлемая часть личноориентированного обучения, т.к. оно предполагает повышение личности обучающегося к
всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей ,
реализацию дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию.
Дополнительное воспитание является востребованным, как для самих детей, так и для их родителей,
педагогов работающих в этой системе. В процессе реализации ценностных приоритетов
образовательной программы СШ №2 решает следующие задачи:
- обеспечивает доступность предлагаемых услуг;
- создает условия для реализации активного, содержательного досуга учащихся;
- способствует самосовершенствованию личности обучающихся;
- формирует навыки к здоровому образу жизни;
- участвует развитии личности;
- создаёт условия для профессионального самоопределения личности;
- способствует развитию физических , интеллектуальных и нравственных качеств детей;
- содействует достижению спортивных результатов, сообразно возможностям ребёнка;
- содействует взаимопониманию между представителями различных национальностей, религиозных и
национальных групп;
- поощряет реализацию прав на собственный выбор взглядов и убеждений.
Весь тренерско-преподавательский и административный состав СШ №2 прошёл в 2022 году
курсы повышения квалификации при СОРИПКРО , что положительно сказалось на уровне
педагогического мастерства , уровня и качества специальных знаний, совершенствования технологии
и эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Наряду с применением традиционных форм и методов работы, в школе постоянно ведется
педагогические поиски обновления образовательной и методической деятельности с учетом
изменяющихся социально-экономических условий в образовательной деятельности.
Большое внимание уделяется в работе с учащимися воспитательной работе. Совершенствуется
система отслеживания воспитанности у обучающихся. В модели педагогического процесса, когда он
представляется как единство обучения и воспитания, сфера организации досуга – одно из центральных
направлений дополнительного образования детей.
На современном этапе проблема воспитания, в том числе и физического, становится
общегосударственной . Созрела необходимость привлечения к проблеме воспитания подрастающего
поколения широкой педагогической, научной и родительской общественности, гуманизировать
воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода, традиций российской
педагогики.
В функцию тренеров-преподавателей СШ №2 входит необходимость создания условий существования
ребенка в образовательном учреждении, для его успешной жизнедеятельности, содействия
разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению , постижению смысла
жизни.
Администрация МБУДО СШ №2 предъявляет высокие требования к педагогу. Тренер-преподаватель
обязан совершенствовать свои знания, быть принципиальным, требовательным, честным, добрым,
самокритичным и иметь самообладание, выдержку, терпение.
Важным условием положительной динамики в воспитательной работе является квалификация и
педагогическое мастерство тренера.
В рамках реализации планов воспитательной работы с обучающимися проводятся мероприятия:
1. Принятие и выпуск обучающихся в торжественной обстановке с принятием «Клятвы юного
олимпийца»;
2. Проведение соревнований с использованием Государственной символики и атрибутики;
3. Определение лучшего спортсмена года;
4. Посещение памятников исторической культуры, музеев;
5. Совместные мероприятия с родителями;
6. Проведение бесед, связанных с празднованием знаменательных дат, способствующих гармоничному
развитию личности, формированию гражданского самосознания и др.
Много внимания коллективом спортивной школы уделяется пропаганде физической культуры и
спорта, путем проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий , праздников.
В летний период организуются походы, спортивно-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием,
выездные учебно-тренировочные сборы для перспективных спортсменов.
Администрацией спортивной школы ведется систематический контроль реализации образовательных
программ. Разработаны критерии оценки и анализа работы тренеров – преподавателей по окончании
учебного года.
Для диагностики реализованной учебно-тренировочной работы по обшей физической и специальной
подготовке учащихся в школе проводятся контрольно-переводные испытания. Итоги проведенных
испытаний являются основанием для последующего комплектования учебных групп и тарификации
тренерско-преподавательского состава.
Анализ результатов выполнения обучающимися требований образовательных программ показал, что
учебный материал освоен в полной мере , процент сохранности контингента высокий, состояние
здоровья «хорошее», практически болеют в основном обучающиеся на начальном этапе подготовки и
в основном респираторными заболеваниями.
Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке выполняются на
всех этапах обучения.
Показатели деятельности организации дополнительного образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324)
N п/п
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.6.4
1.7
1.8
1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9
1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10
Показатели
Образовательная деятельность
Единица измерения
Общая численность учащихся, в том числе:
502 человек
Детей дошкольного возраста (3-7 лет)
0
Детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
220 человек
Детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
241 человек
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
41 человек
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по
0
договорам об оказании платных образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2 и
18 чел./3,6%
более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с применением
0/0 %
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в
общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным
26человек/5,2%
программам для детей с выдающимися способностями, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным
человек/%
программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями
в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
человек/%
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
человек/%
Дети-мигранты
0/0 %
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
человек/%
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно0/0%
исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
человек/%
массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали,
конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
448 человек /89,2%
На региональном уровне
84 человек/16,7%
На межрегиональном уровне
94 человек/18,7%
На федеральном уровне
18 человек/3,5%
На международном уровне
2 человек /0,4%
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и
149 человек
призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали,
конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
124 человек/24,7%
На региональном уровне
28 человек/5,6%
На межрегиональном уровне
65 человек/12,9%
На федеральном уровне
10 человек/2%
На международном уровне
1 человек/0,2%
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в
человек/0,3%
образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся,
в том числе:
1.10.1
1.10.2
1.10.3
1.10.4
1.10.5
1.11
1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.17.1
1.17.2
1.18
1.18.1
1.18.2
1.19
Муниципального уровня
Регионального уровня
Межрегионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной
организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля),
в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
которым по результатам аттестации присвоена квалификационная
категория в общей численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности педагогических работников в
общей численности педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в
общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
человек/%
20 единиц
14 единиц
2 единиц
4 единиц
0 единиц
0 единиц
14 человек
12 человек/86%
10 человека/80%
1 человек/7,1%
3 человек/21,4%
6 человек/42,8%
3 человек/21,4%
3 человек/21,4%
2 человека/16,7%
0 человек/ 0%
1 человека/7,1%